Компасные румбы
Румб (от греч ῥόμβος — юла, волчок, круговое движение, англ. rhumb, фр. rumb, итал. rombo, лат. rhombus) — это единица измерения плоского угла, применялась в навигации до введения круговой системы. Компасный румб — это 1/32 часть окружности. Один румб равен 360° / 32 = 11° 15′.
Античные моряки использовали розу ветров, посвящённую греческим и римским богам, — красивую, но громоздкую и совершенно непрактичную. Румбов было более 32, т. е. больше, чем требовалось: Борей, Нот, Зефир, Евр и т. д. В дальнейшем произошло заимствование названий румбов от германской цивилизации (норд, ост, зюйд, вест). В России их называют голландской системой румбов, они впервые упомянуты в Морском уставе 1724 года. . Эта система позволяет в сокращённом виде обозначать все 32 румба. В официальной морскрй лексике у большинства моряков Европы приняты эти названия, однако в устной речи моряков уживаются как голландские, так и русские.
Показать
Изобретённый в Китае (при династии Сун) компас был поначалу довольно примитивен. В Европе изобретение компаса относят к XII-XIII векам, однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укреплённая на пробке и опущенная в сосуд с водой (котелок). В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом.
Cуществует распространенная версия, что в 1302 г. итальянец из города Амальфи Флавио Джойя (Flavio Gioia, по другим источникам — Жиойя, Gioja), укрепив на магнитной стрелке лёгкий круг (картушку), разделённый по окружности на 16 румбов, а стрелку поместив на острие шпильки, значительно усовершенствовал (а может даже изобрёл) компас с вращающейся картушкой. В XVI веке португальцы ввели деление картушки на 32 румба.
Компас на корабле устанавливается так, чтобы линия, проведённая между курсовыми
чертами, точно совпадала с диаметральной плоскостью судна (линия «нос — середина кормы»).
Румбы применяют в тех случаях, когда не требуется особая точность в обозначении направления. Например, для обозначения направления ветра — «...NO 7 баллов...», течения «...W-е течение...» или приблизительного направления на какой-то географический район — «...к SW-ту от мыса Лизард...» и т. д.
Румбы сохранились со старых времён, когда не только конструкция магнитных компасов была не совершенна, но и точность удержания корабля на курсе измерялась десятком градусов, в виду несовершенства рулевого устройства. По мере совершенствования точности компасов и рулевых устройств, требовалась и более точная система отсчёта, поэтому румбы разделили на части. С появлением гирокомпасов, электрических и гидравлических рулевых устройств, появилась возможность вести отсчёт и удерживать судно на курсе с точностью до долей градуса. С этого времени румбы утратили практическое применение для целей курсоуказания, однако широко используются для общего обозначения направлений на море.
Направления на объект, выраженные в румбах, имеют собственные названия и обозначается латиницей (компонент «тень» заимствован из голландского, где он является предлогом «к, в сторону», слившимся с артиклем дательного падежа: te + den = ten).
Основные румбы: — N, E, S, W. Четвертные румбы, производные от основных — NW, NE, SE, SW. Отсчёт румбов ведётся в четверном счёте по наименованию четверти. Каждый основной румб находится на 45° от его двух соседних четвертных румбов. Они образуют основную 8-ветровую розу компаса.
Восемь трёхбуквенных полу-ветров являются точками направления, полученными путем деления углов между восемью основными румбами: север-северо-восток (NNE), восток-северо-восток (ENE), восток-юго-восток (ESE), юго-юго-восток (SSE), юго-юго-запад (SSW), запад-юго-запад (WSW), запад-северо-запад (WNW) и северо-северо-запад (NNW). Название каждого трёхбуквенного румба строится путём объединения названий основных направлений с обеих сторон, причём первым идёт основной румб, а вторым — четвертной.
Восемь основных румбов и восемь полу-ветров вместе образуют компасную розу из 16 румбов, названия которых получаются из обозначений четвертных (производных от основных) румбов с добавлением перед ними названия основного направления, к которому отклоняется румб.
Обозначения румбов, отстоящих от основных на 11,25 градусов («тэновые», 1/32 полной окружности), получаются из обозначений одного из восьми выше перечисленных румбов, с добавлением после них слова «тень» и названия основного направления, к которому отклоняется румб. Их аббревиатуры такие: NtO, NOtN, NOtO, OtN, NtW, NWtN, NWtW, WtN, StO, SOtS, SOtO, OtS, StW, SWtS, SWtW, WtS
Во времена парусного флота румб делился на 4 части и направление указывалось с точностью до 1/4 румба, а иногда и до 1/8 румба. Наименования таких дробных румбов принято составлять исходя из основного румба в направлении к O или W, например, дробные румбы между S и StW будут: S1/4W, S1/2W, S3/4W и читаются они так: Зюйд-четверть-к Весту, Зюйд-пол-к Весту, Зюйд-три четверти-к Весту. Также и применительно к другим дробным румбам:
1 румб | 11° 15′ |
1/4 румба | 2° 48′,8 |
1/2 румба | 5° 37′,5 |
3/4 румба | 8° 26′,3 |
Номер румба |
Старое обозначение |
Новое обозначение |
Название | «Сухопутное» название |
Угол |
0 | N | N | норд | север | 0,00° |
1 | NtO | NtE | норд-тень-ост | север-тень-восток | 11,25° |
2 | NNO | NNE | норд-норд-ост | северо-северо-восток | 22,50° |
3 | NOtN | NEtN | норд-ост-тень-норд | северо-восток-тень-север | 33,75° |
4 | NO | NE | норд-ост | северо-восток | 45,00° |
5 | NOtO | NEtE | норд-ост-тень-ост | северо-восток-тень-восток | 56,25° |
6 | ONO | ENE | ост-норд-ост | востоко-северо-восток | 67,50° |
7 | OtN | EtN | ост-тень-норд | восток-тень-север | 78,75° |
8 | O | E | ост | восток | 90,00° |
9 | OtS | EtS | ост-тень-зюйд | восток-тень-юг | 101,25° |
10 | OSO | ESE | ост-зюйд-ост | востоко-юго-восток | 112,50° |
11 | SOtO | SEtE | зюйд-ост-тень-ост | юго-восток-тень-восток | 123,75° |
12 | SO | SE | зюйд-ост | юго-восток | 135,00° |
13 | SOtS | SEtS | зюйд-ост-тень-зюйд | юго-восток-тень-юг | 146,25° |
14 | SSO | SSE | зюйд-зюйд-ост | юго-юго-восток | 157,50° |
15 | StO | StE | зюйд-тень-ост | юг-тень-восток | 168,75° |
16 | S | S | зюйд | юг | 180,00° |
17 | StW | StW | зюйд-тень-вест | юг-тень-запад | 191,25° |
18 | SSW | SSW | зюйд-зюйд-вест | юго-юго-запад | 202,50° |
19 | SWtS | SWtS | зюйд-вест-тень-зюйд | юго-запад-тень-юг | 213,75° |
20 | SW | SW | зюйд-вест | юго-запад | 225,00° |
21 | SWtW | SWtW | зюйд-вест-тень-вест | юго-запад-тень-запад | 236,25° |
22 | WSW | WSW | вест-зюйд-вест | западо-юго-запад | 247,50° |
23 | WtS | WtS | вест-тень-зюйд | запад-тень-юг | 258,75° |
24 | W | W | вест | запад | 270,00° |
25 | WtN | WtN | вест-тень-норд | запад-тень-север | 281,25° |
26 | WNW | WNW | вест-норд-вест | западо-северо-запад | 292,50° |
27 | NWtW | NWtW | норд-вест-тень-вест | северо-запад-тень-запад | 303,75° |
28 | NW | NW | норд-вест | северо-запад | 315,00° |
29 | NWtN | NWtN | норд-вест-тень-норд | северо-запад-тень-север | 326,25° |
30 | NNW | NNW | норд-норд-вест | северо-северо-запад | 337,50° |
31 | NtW | NtW | норд-тень-вест | север-тень-запад | 348,75° |