gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Парусно-гребная шлюпка ЯЛ-6. Часть 1. Общие сведения


Первая из цикла статей о шестивёсельном ялике ЯЛ-6 с рейково-разрезным парусным вооружением.

Индекс

2. Корпус

Оглавление
Что такое шлюпка?
ТТХ
Устройство (общий вид)
Деталировка
Покраска шлюпок
Литература

Показать

Что такое шлюпка?
Шлюпки — беспалубные плавсредства, способные передвигаться по воде с помощью вёсел, паруса или подвесного мотора. В зависимости от размеров, конструкции корпуса, парусного вооружения и вёсел, а также количества гребцов, шлюпки делятся на барказы, катера, вельботы, ялы, тузики и спасательные шлюпки.

Ялы — лёгкие шлюпки с вальковыми вёслами, имеющие кормовой срез — транец. По количеству вёсел ялы разделяются на шести-, четырех- и двухвёсельные. Поэтому их называют соответственно «шестёрка» (ЯЛ-6), «четвёрка» (ЯЛ-4) и «двойка» (ЯЛ-2). Шестёрки и четвёрки — гребно-парусные шлюпки, иногда они снабжаются подвесными моторами; двойки — гребные. Все шлюпки имеют кормовой срез — транец, и вальковые весла (на каждой банке сидят по два гребца).
Перейти к оглавлению.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)
Длина наибольшая — 6,1 м
Ширина наибольшая — 1,85 м
Высота на миделе (от киля до планширя) — 0,91 м
Вес корпуса — 600 кг
Вес со снабжением и запасом — 910 кг
Полное водоизмещение — 1,92 т
Площадь парусов — 20,4 кв.м.
Осадка при полном водоизмещении — 0,5 м
Пассажировместимость на вёслах — 13 чел.
Пассажировместимость под парусами — 8 чел.
Мореходность (волнение) — 4 балла
Мореходность (ветер) — 5 баллов
Перейти к оглавлению.

Устройство (общий вид)

Общий вид деревянной шлюпки ЯЛ-6:

Набор шлюпки и его крепление: 1 — киль; 2 — форштевень; 3 — кноп; 4 — ахтерштевень; 5 — стальная кница; 6 — транцевая доска (транец); 7 — привальный брус; 8 — брештук; 9 — подлегарс; 10 — шпангоуты.

Съёмные детали: 11 — руль; 12 — кормовой решетчатый люк; 13 — носовой решетчатый люк; 14 — рыбина; 15 — заспинная доска; 16 — пиллерс (стойка); 17 — кильсон; 18 — носовой цепной подъём; 19 — кормовой цепной подъём; 20 — пробка для спуска воды (шлюпка с правого борта корабля).

Детали корпуса и дельные вещи: 21 — обшивка; 22 — планширь; 23 — буртик; 24 — ширстречный пояс (ширстрек); 25 — шпунтовый пояс; 26 — баковая банка; 27 — мачтовая банка; 28 — средняя банка; 29 — загребная банка; 30 — кормовое сиденье; 31 — сиденье для рулевого (кормовая кница); 32 — степс фонарной стойки; 33 — планка фонарной стойки; 34 — носовой рым для фалиня; 35 — галсовый гак; 36 — прижимная гайка и шайба кильсона; 37 — степс для мачты; 38 — башмак пиллерса; 39 — упор (упорка) для ног; 40 — флюгарка; 41 — направляющая планка для заспинной доски; 42 — обвязка транцевой доски; 43 — металлическая кница; 44 — чака под металлическую кницу; 45 — междубаночная чака; 46 — деревянная прокладка под стальную кницу; 47 — мачтовая наметка; 48 — нагель; 49 — вант-путенс; 50 — утка для кливер-шкота; 51 — утка для фока-шкота; 52 — фасонный обушок; 53 — подуключина; 54 — петля руля с оковкой; 55 — перо руля; 56 — головка руля; 57 — отверстие для сорлиня; 58 — стержень для навески руля; 59 — кормовой рым для фалиня.
Перейти к оглавлению.

Деталировка

Детали набора и дельные вещи шлюпки ЯЛ-6:

1 — киль; 2 — резен-киль; 3 — шпунт; 4 — форштевень; 5 — килевая полоса (оковка, подкильная полоса); 6 — фал-стем; 7 — кноп (носовая кница); 8 — ахтерштевень; 9 — транцевая доска (транец); 10 — кормовая металлическая кница; 11 — деревянная прокладка под кницу; 12 — болты крепления; 13 — кильсон; 14 — степс мачты; 15 — степс фонарной стойки; 16 — башмак пиллерса; 17 — застёжка башмака пиллерса; 18 — пиллерс; 19 — рым носового цепного подъёма; 20 — носовой цепной подъём; 21 — скоба цепного подъёма; 22 — обух цепного подъёма; 23 — болт крепления кильсона; 24 — кильсонная шайба; 25 — кильсонная гайка; 26 — кормовой цепной подъём; 27 — обойма носового цепного подъёма; 28 — обойма кормового цепного подъёма; 29 — планка с гнездом для фонарной стойки; 30 — носовой решётчатый люк; 31 — галсовый гак; 32 — рыбина; 33 — упор (упорка) для ног; 34 — вынимающаяся передняя часть кормового решётчатого люка; 35 — кормовой решётчатый люк; 36 — упор (упорка) для ног; 37 — баковая банка; 38 — ширстрек (верхний пояс обшивки); 39 — шпангоут; 40 — привальный брус; 41 — планширь; 42 — буртик; 43 — подлегарс; 44 — мачтовая банка; 45 — междубаночная чака; 46 — металлическая кница; 47 — нагель; 48 — планка с гнездом для нагеля; 49 — планки мачтовой намётки; 50 — мачтовая намётка; 51 — подуключина; 52 — уключина; 53 — обушок для штерта; 54 — штерт для уключины; 55 — вант-путенс; 56 — тросовый талреп; 57 — коуш ванты; 58 — ванта; 59 — спускная пробка; 60 — гнездо для спускной пробки; 61 — кожаная прокладка; 62 — заспинная доска; 63 — направляющая планка; 64 — фасонный обушок для фока-шкота; 65 — сиденье для рулевого (кормовая кница); 66 — обвязка транцевой доски; 67 — рым для кормового фалиня; 68 — кормовой фалинь; 69 — кормовое сиденье; 70 — обойма флагштока; 71 — степс флагштока; 72 — шлюпочный гвоздь с шайбой; 73 — фигурный брус.
Перейти к оглавлению.

Покраска шлюпок
Военно-морские шлюпки окрашиваются следующим образом:
– снаружи и внутри до подлегарсов включительно — в шаровый цвет;
– выше подлегарсов до привального бруса — в белый цвет;
– ширстречный пояс — под цвет отличительного борта корабля: зеленый для шлюпок правого борта и красный для шлюпок левого борта;
– привальные брусья, планшири, буртики, банки, заспинная доска и рангоут покрываются два раза олифой или масляно-смоляным лаком.
Перейти к оглавлению.

Литература:
https://flot.com/publications/books/shelf/boat/5.htm
http://www.randewy.ru/nk/slkop1.html
http://samodelkin.do.am/publ/sudomodelizm/chertezhi_jal_6/6-1-0-85
http://www.tinlib.ru/hobbi_i_remesla/uchis_morskomu_delu/p6.php
http://www.varyag-onego.ru/suda/3/38/
http://eco-ladoga.narod.ru/boat/boat.htm
http://litresp.com/kniga/ru/И/ivanov-l-n/shlyupka-ustrojstvo-i-upravlenie
Курс подготовки старшин шлюпок. Копп. М. М.; 2-е изд., перераб. и доп. — М.; ДОСААФ, 1988 г. — 158 с.: ил.

Перейти к оглавлению.

Популярное
Наверх