gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Сигналы судовых тревог

Любое происшествие на корабле, представляющее угрозу жизни людей или корабля, сопровождается тревожными сигналами по корабельной связи. Сигнал должен быть слышен во всех жилых и служебных помещениях судна. Сигналы тревог повторяются 3-4 раза и репетуются голосом. Целью объявления тревоги является мобилизация всего экипажа для противостояния внешней или внутренней опасности. Учебные тревоги подаются с разрешения капитана и предваряются словом «Учебная».

Любой член экипажа, любое находящееся на судне лицо может поднять тревогу нажатием соответствующей кнопки, включением сигнализации либо с помощью средств связи. Лицо, поднявшее тревогу, должно сообщить на мостик место и характер аварийной ситуации.

Показать

В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.

Существует несколько видов тревог — общесудовая, пожарная, человек за бортом, химическая, нападение пиратов, борьба с огнём, борьба с водой, разлив нефтепродуктов. Каждой тревоге соответствует свой сигнал. Основные сигналы судовых тревог:

• «Общесудовая тревога» — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 с, повторяемый 3-4 раза. Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.

  • При пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
  • При пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
  • При возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять:
    — при обнаружении радиоактивного заражения объявляется тревога «радиационная опасность»;
    — при обнаружении химического или бактериологического заражения объявляется «химическая тревога»;
    — при аварийной утечке (прорыве) аммиака — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом и по судовой радиотрансляции о прорыве аммиака.

• «Шлюпочная тревога» — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналов звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза. Подаётся при оставлении судна экипажем. При этом все не занятые в вахте, в независимости от места нахождения и действий, обязаны встать по местам штатного расписания по шлюпочной тревоге. Лица, не занятые в штатном расписании, должны максимально быстро, не создавая толчеи и паники, подняться на шканцы (полуют), и ждать распоряжений от старшего вахтенного офицера о помощи другим. При себе необходимо иметь свои документы, упакованные в водонепроницаемую упаковку, быть тепло одетым и иметь при себе спасательный жилет (нагрудник). Старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик — машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей. Лица, в ведении которых находятся паспорта экипажа, судовой, машинный, электромеханический и радиотелеграфный журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.

• Тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт на ходу судна или при обнаружении человека за бортом. Расписанные по этой тревоге члены судового экипажа обеспечивают организацию наблюдения и необходимых маневров судна, подготовку и спуск дежурной спасательной шлюпки, поиск человека за бортом и его спасение. Общее руководство спасательной операцией должен возглавлять капитан. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поиска только после того как станет ясна безрезультативность дальнейших поисков. Возможны три ситуации:

  1. Немедленные действия. Человек за бортом обнаружен с ходового мостика, и соответствующие действия предпринимаются незамедлительно;
  2. Действия, предпринимаемые с некоторой задержкой. Информация о человеке за бортом поступила на мостик, и соответствующие действия предпринимаются с задержкой;
  3. Действия, предпринимаемые в случае исчезновения человека. На мостик передано сообщение о том, что человек пропал без вести.
    В случае первых двух ситуаций применяются маневр Уильямсона, маневр Андерсона. В случае третьей ситуации — маневр Щарнова (возвращает судно в свой кильватер).

Услышав сигналы судовых тревог, члены экипажа и пассажиров по этим сигналам выполняют:

  • закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;
  • пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах;
  • подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;
  • общую подготовку других спасательных средств;
  • сбор пассажиров;
  • использование средств связи;
  • комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;
  • специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и систем.

Основой организации борьбы за живучесть судна в аварийных ситуациях являются распоряжения капитана и судовые расписания по тревогам, в которых определяются действия членов экипажа, находящихся на вахте. В расписании по тревогам указываются обязанности экипажа по каждому виду судовых тревог. Тип одежды и снаряжения экипажа по тревогам определяются судовыми расписаниями.

Каждый член экипажа должен уметь:

  • докладывать обстановку;
  • применять основы и технику выживания на море;
  • исполнять команды и распоряжения командиров;
  • различать сигналы тревог;
  • использовать спасательное имущество.

Каждый член экипажа обязан знать:

  • устройство и конструктивные особенности судна, помещения по заведованию и
    вахтенного места;
  • наличие и расположение всех спасательных средств, противопожарного
    оборудования и инвентаря, пиротехнических средств;
  • обязанности по заведованию и тревогам;
  • способы использования противопожарных средств и систем.
6 октября   досуг   интересное   море   суда
Популярное
Наверх