gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Парусно-гребная шлюпка ЯЛ-6. Часть 4. Предметы снабжения


Четвёртая статья о шестивёсельном ялике ЯЛ-6 с рейково-разрезным парусным вооружением.

3. Парусное вооружение

Индекс

5. Морские узлы

Оглавление
Перечень
Описание
Размещение

Показать

Перечень
В комплект шлюпки входят предметы снабжения, необходимые для её нормальной эксплуатации.


Предметы шлюпочного снабжения шестивёсельного яла:
1 — флажки семафорные и ответный вымпел в чехле; 2 — киса; 3 — кормовой флаг в чехле; 4 — мат шпигованный; 5 — нож со свайкой; 6 — прямой румпель; 7 — изогнутый румпель; 8 — шлюпочный компас; 9 — отпорный крюк длинный со штертом; 10 — отпорный крюк короткий со штертом; 11 — вёсла; 12 — уключина со штертом; 13 — воронка; 14 — сорлинь с кнопом для руля; 15 — кранец мягкий; 16 — спасательный жилет; 17 — штормовое платье; 18 — носовой фалинь; 19 — кормовой фалинь; 20 — рангуот с парусом в чехле; 21 — якорный канат (дректов) в бухте; 22 — адмиралтейский якорь (дрек) со складным штоком; 23 — топор со штертом; 24 — свайка; 25 — фонарь аккумуляторный; 26 — гоночный номер; 27 — лейка; 28 — парусиновый чехол со шлюпочной сигнальной книгой; 29 — трёхцветный фонарь; 30 — остропленный анкер на ростр-блоке; 31 — парусиновое ведро; 32 — нагель; 33 — фонарная стойка с кронштейном.
Перейти к оглавлению.

Описание
Весло — вальковое. Изготовляется из ясеня, бука или сосны (последнее клееное). Части весла: рукоять, валёк, веретено, лопасть. Для защиты от намокания и растрескивания весло покрыто олифой. Место упора весла в уключине обшито кожей. Конец лопасти имеет латунную оковку. Длина весла — 3,9 м. Шесть основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.


Вальковое весло шестивёсельного яла:
1 — рукоять; 2 — валёк; 3 — кожа; 4 — веретено; 5 — лопасть; 6 — оковка.

На вальке делают надрезы римскими цифрами: I — у загребных, II — у средних, III — у баковых. Надрезы заливаются краской: правый борт — зелёной, левый борт — красной.

Уключина — металлическая развилка для упора вёсел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся штертами к подлегарсам или шпангоутам. Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.

Отпорный крюк служит для задержки шлюпки при швартовке и отталкивания при отходе. Части отпорного крюка: металлический крюк, деревянный шток и его утолщение — клот. Шток изготовляется из дуба. Размеры его таковы, что при падении в воду крюк не тонет. На шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой 1,5 м. Длинный крюк через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет и может использоваться для измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранятся крюки у бортов на вёслах (длинный — слева, короткий — справа), а после отхода шлюпки от борта корабля кладутся на рангоут (короткий — крюком в нос, длинный — крюком в корму).

Нагель — металлический стержень с рукояткой. На шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепления наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пиллерсу банки.

Якорь (дрек) служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к веретену и прихватывается двумя штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Вес якоря 20 кг.

Якорный канат (дректов) изготовляется из пенькового смолёного троса окружностью 50 мм. Хранится свёрнутым в бухту под носовым решётчатым люком. Чтобы бухта не распускалась, её в четырех местах связывают штертами. Длина якорного каната 60 м.

Анкерок — дубовый бочонок ёмкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. Два анкерка (каждый на четыре человека) устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках — и крепятся к рыбинам штертами.

При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства. На этот случай их нужно остропить — взять два линя и втугую обтянуть по окружности, срастить концы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.

Воронка используется для наполнения анкерков водой.

Парусиновое ведро и лейка служат для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым решётчатым люком, две лейки — под кормовым сиденьем.

Мат шпигованый размером 300×500 мм изготовляется из пеньки и манильского троса. Служит для вытирания ног. Два мата укладываются в шлюпке: один — в носу на рыбине, другой — в корме на люке.

Топор предназначен для ремонта корпуса и предметов снабжения шлюпки. Хранится под носовым решётчатым люком и прихватывается штертом к подлегарсу.

Кранец мягкий служит для предохранения борта от повреждения при швартовке. Диаметр кранца — 125 мм. Четыре кранца (по два на борт) хранятся на рыбинах в районе уток.

Фалинь — конец бельного растительного троса окружностью 50 мм. Носовой фалинь, ввязываемый в рым форштевня (12 м), хранится на носовом решётчатом люке; кормовой фалинь, ввязываемый в рым ахтерштевня (8 м), хранится на кормовом сиденье в свернутом виде.

Фонарь трехцветный имеет в середине корпуса белое стекло, слева — красное, справа — зеленое. Источником света служит керосиновая или масляная лампа. Фонарь белый — аккумуляторный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в тёмное время суток. Трехцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специальной фонарной стойки, устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в специальном ящике под загребной банкой. Фонарная стойка хранится на банках с левого борта.

Военно-морской флаг изготовляется из специальной шерстяной ткани (флагтуха), флагшток — из дерева. При движении под парусом флаг, свёрнутый вокруг флагштока, помещается в парусиновый чехол и укладывается на вёсла с правого борта. При движении на вёслах флагшток с укрепленным на нём флагом вставляется в обойму на транце и в гнездо на кормовом сиденье шлюпки.

Гоночный номер — фанерная доска размером 40 на 40 см на деревянном штоке длиной 130 см. На чёрном фоне доски с обеих сторон накрашен белой краской номер шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на вёслах гоночный номер вставляется в отверстие для фонарной стойки.

Румпель — рычаг для перекладки руля. При управлении шлюпкой на вёслах используется изогнутый румпель, при управлении под парусами — прямой. Оба румпеля хранятся между заспинной и транцевой досками и штертами прихватываются к пиллерсу деревянной кницы.

Пробка (ввёртывающаяся) закрывает отверстие в днище шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону.

Киса — парусиновый мешок, в котором хранятся мотки ниток и линя, игла, куски парусины, такелажный нож и свайка, необходимые для работы с тросами. В кисе хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вымпел и семафорные флажки. Киса крепится к рыму кормового цепного подъёма.

Шлюпочный чехол изготовлен из специальной парусины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и кормовой части разрезы, а по бортам — пришитые куски парусины (ушки). Вдоль кромок разрезов и на ушках пробиты отверстия — люверсы, в которые с одного борта заделываются штерты. Чтобы чехол не провисал и в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладётся на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпочный чехол аккуратно свёртывается и оставляется на корабле (берегу).

Рангоутный чехол сшит из той же парусины. Хранится он вместе с парусом на банках в диаметральной плоскости шлюпки, а при постановке парусов — на кормовом решётчатом люке.

Компас шлюпочный необходим для удержания шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в специальном ящике.

Ответный вымпел представляет собой усечённый красный флаг с белым кружком посредине. Ткань — флагтух, шток — деревянный. Вместе с двумя красными семафорными флажками служит для сигналопроизводства. Порядок пользования изложен в Шлюпочной сигнальной книге.

Шлюпочная сигнальная книга используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи и другими шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.

Комплект дождевого платья состоит из куртки, брюк и головного убора. Дождевое платье аккуратно свёртывается и подвешивается на штертах под банками в тех местах, где сидят гребцы (по комплекту на каждого). Для этого снизу в банки ввёрнуты специальные обушки.

Спасательный пояс изготовлен из двух слоёв парусины и пенопласта (или крошеной пробки). Может быть заменён спасательным жилетом. Количество соответствует численности команды. Хранится по бортам шлюпки под банками.

Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.
Перейти к оглавлению.

Размещение

Типовое расположение предметов шлюпочного снабжения:
1 — мачта; 2 — паруса с рейком в чехле; 3 — якорь (дрек); 4 — руль; 5 — ящик для компаса; 6 — анкерок; 7 — ведро парусиновое; 8 — фонарь трёхцветный; 9 — фонарь переносной аккумуляторный; 10 — весло вальковое; 11 — крюк отпорный длиной 2,5 м; 12 — крюк отпорный длиной 1,5 м; 13 — лейка; 14 — киса; 15 — топор; 16 — воронка; 17 — кранец мягкий; 18 — мат шпигованный; 19 — флагшток с флагом; 20 — якорный канат (дректов).
Перейти к оглавлению.

Популярное
Наверх