gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Перуанский плот «Кон-Тики»

История кораблестроения и мореплавания уходит в далёкое доисторическое прошлое. Вероятно, они зародились ещё в первобытном обществе. Для переправы через реки и озера сначала использовались отдельные стволы деревьев, а потом плоты из них, связанные гибкими корнями, лианами. С помощью шестов, а затем примитивных парусов из кож животных осуществлялось передвижение по воде.

В 1947 году весь мир облетела необычайная новость — норвежский ученый-этнограф Тур Хейердал с пятью товарищами, на плоту, каким пользовались тысячи лет тому назад древние инки — жители Южной Америки, совершил плавание от берегов Перу к островам Полинезии. На примитивном плоту, связанном из 9 больших бальзовых деревьев, с четырёхугольным парусом, отважные исследователи проплыли за 100 дней по океану почти 8000 км, используя постоянные течения и попутные ветры.

Показать

Древние плоты инков строились из бальзовых деревьев, растущих в тропических лесах Эквадора. Когда в XVI веке в тех краях появились испанцы, они увидели плоты, на которых плавали местные жители не только по рекам, но и в море. Плот по-испански — «бальза», поэтому это слово закрепилось за деревьями, из которых связывали плоты.

В сухом состоянии древесина бальзы легче пробки примерно в 2 раза. Она хорошо обрабатывается, не раскалывается. По высоте бальзовые деревья достигают 20-25 м, а в диаметре 75-90 см. Деревья имеют гладкий ствол, крону и большие зелёные листья.

Плот, построенный Хейердалом по рисункам древних инков, был сделан точно так, как делали их 1500 лет назад. Брёвен было 9, самое длинное из них — 14-метровое, было положено в средину, по обе стороны от него симметрично были уложены остальные 8 бревен. Крайние бревна длиной 10 м, соединённые вместе в носовой части, образовывали треугольник, что облегчало движение плота. В корме три средних бревна немного выступали, на этом месте крепилась колода с гнёздами для уключин кормового весла, заменявшего руль. Все бревна были связаны растительным тросом диаметром 30 мм. Поверх брёвен и попёрек них были укреплены с промежутками около метра тонкие бальзовые жерди-ронжины. Сверху была настлана палуба из расщеплённых бамбуковых стволов, прикреплённых концами к ронжинам. На палубе закрепили циновки, сплетённые из молодых побегов бамбука. В нескольких местах, там, где между бревнами имелись щели, укрепили пять сосновых досок толщиной 25 мм и шириной 60 см, погруженных в воду на полтора метра. Доски закреплялись с помощью клиньев и веревок и служили килями плота. Такого рода кили существовали на всех старинных инкских плотах и предназначались для того, чтобы плот не очень сильно сносило ветром и течением с курса.

Посередине плота, несколько ближе к корме, была установлена каюта из бамбуковых жердей; стены её сплели из бамбуковых побегов, а крышу сделали из бамбуковых планок и глянцевитых банановых листьев, уложенных один на другой, наподобие черепицы.

Перед каютой установили мачту, сделанную из мангрового дерева, твёрдого, как железо; в корме была небольшая мачта. Мачты стояли наклонно по отношению одна к другой, верхушки их связали крест-накрест. Большой четырёхугольный парус укрепили на рее, сделанном из двух бамбуковых стволов, связанных вместе.

На верхней части мачты устроили наблюдательную площадку. Вдоль каждого борта уложили бальзовые жерди, обеспечивавшие опору для ног. На парусе нарисовали изображение легендарного Кон-Тики — вождя полинезийцев.


Общий вид плота Кон-тики

Армада таких плотов в далёкие времена, по мнению Т. Хейердала, пересекла Тихий океан и тысячи людей высадились на островах Полинезии.

Популярное
Наверх