gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Паруса

Оглавление
Общие сведения
Виды парусов
Прямые паруса
Латинские паруса
Гафельные паруса
• Люгерные (или рейковые) паруса
Стаксели
Кливера
Добавочные паруса
Детали парусов
• Детали прямых парусов
• Детали латинских парусов
• Детали гафельных парусов
Старинные паруса
Источники

Показать

Общие сведения
Парус представляет собой соединенные полотнища парусины, которые воспринимают давление ветра и используют для движения судна. Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань»; в древности на Руси использовался термин «ветрило». Раньше паруса изготовляли из льняной или хлопчатобумажной ткани, сейчас наиболее распространён синтетический материал — дакрон.

Паруса шьют из льняных, пеньковых или хлопчатобумажных тканей. У последних только поперечные нити хлопчатобумажные, продольные (основа) — пеньковые. Насчитывается пять разновидностей таких тканей: «катун» (для парусов шебек и малых судов), двойной «катун» для марселей и судовых тентов, обычный «катун» для шлюпок, простой «катун» для шебек и «катун» с маленькими белыми и синими квадратами для палаток и занавесей. Иногда применялась парусина «мелистух». Её изготовляли в Бофорте и Ожерсе в департаментах Майени и Луаре. Существовало два сорта ткани: тонкая и более легкая шла для брамселей, стакселей и кливеров, а более грубая и прочная — для марселей, нижних стакселей и т. п. Парусина всегда имела светло-серый цвет. Для шитья парусов используют специальные парусные нитки.

Совокупность всех парусов называют парусным вооружением корабля. Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка (латинские, прямые, штормовые и т. д.).

Различают носовую парусность — та площадь парусов, которые находятся к носу от вертикальной оси вращения корабля, кормовую — площадь парусов, которые располагаются в корме от этой оси. Эти термины применяют при исследовании воздействия, которое оказывают соответствующие паруса на рыскание и поворотливость корабля.
Перейти к оглавлению.

Виды парусов

Виды парусов:
паруса, крепящиеся к бушприту: 1 — кливер; 2 — кливер и под ним фока-стаксель; 3 — бом-кливер (впереди), кливер и фока-стаксель; 4 — бом-кливер, кливер, фор-стеньга-стаксель и фока-стаксель.
Рейковые паруса, поднимаемые на мачтах (именуются всегда снизу вверх)) 5 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, разрезные (нижний и верхний) брамсели, бом-брамсель; 6 — главный, разрезные (нижний и верхний) марсели, брамсель, бом-брамсель; 7 — главный, марсель, брамсель, бом- брамсель; 8 — главный, марсель, брамсель.
Остальные виды парусов (также снизу вверх): 9 — бизань и треугольный топсель; 10 — бизань; 11 — косой парус с рейковым топселем; на меньшей мачте один косой парус; 12 — косой (латинский) парус; 13 — ундер-стаксель, марса-стаксель и брам-стаксель.

Паруса разделяют в зависимости от их формы и места крепления:

  • по форме различают паруса:
    • прямоугольные;
    • трапециевидные;
    • треугольные.
  • в зависимости от места крепления:
    • верхним краем на рее;
    • одной из сторон на мачте;
    • одна из сторон на тросе.

Кроме этого, все паруса можно разделить на прямые и косые — первые ставят поперёк, а вторые вдоль диаметральной плоскости судна. Косые паруса делят на латинские, гафельные, кливера и стаксели.
Перейти к оглавлению.

Прямые паруса
Прямые паруса имеют четырехугольную-прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона (обычно несколько изогнута к верху) с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля. Прямые паруса легко крепить и ставить, несложно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними крайне неудобно, так как наименьший (эффективный) угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью носовой части судна равен примерно 67 градусов.


Комплект прямых парусов судна XIX — XX веков:
1 — фор-стеньга-стаксель; 2 — средний кливер; 3 — кливер; 4 — бом-кливер; 5 — фок; 6 — нижний фор-марсель; 7 — верхний фор-марсель; 8 — нижний фор-брамсель; 9 — верхний фор-брамсель; 10 — фор-бом-брамсель; 11 — фор-трюмсель; 12 — грот; 13 — нижний грот-брамсель; 14 — верхний грот-марсель; 15 — нижний грот-брамсель; 16 — верхний грот-брамсель; 17 — грот-бом-брамсель; 18 — грот-трюмсель; 19 — грот-мунсель (небольшой парус, который применялся на больших парусных судах); 20 — бизань; 21 — нижний крюйсель; 22 — верхний крюйсель; 23 — нижний крюйс-брамсель; 24 — верхний крюйс-брамсель; 25 — крюйс-бом-брамсель; 26 — крюйс-трюмсель; 27 — контр-бизань; 28 — фор-ундер-лисель; 29 — фор-марса-лисель; 30 — фор-брам-лисель; 31 — фор-бом-брам-лисель.


Комплект прямых парусов:
I — обычный с одним марселем: 1 — грот, 2 — марсель, 3 — брамсель, 4 — верхний брамсель;
II — с разрезными марселями и брамселями: 1 — грот, 2 — нижний марсель, 3 — верхний марсель, 4 — нижний брамсель, 5 — верхний брамсель, 6 — бом-брамсель.

Перейти к оглавлению.

Латинские паруса
Латинские паруса — это паруса треугольной формы, которые привязывают к рею длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они позволяют судну идти под углом 20 градусов относительно курса судна и направления ветра. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался «bastardo», средний — «borda», самый меньший «marabotto». Каждый из парусов ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на «фортуна-рее» поднимали прямой штормовой парус. До конца XVIII века на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань (на рю-рее). Уже с середины XVIII века начали применять бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, — на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус — трисель.


Латинские паруса:
a — галеры; б — бизань французского типа; в — бизань английского типа.
Перейти к оглавлению.

Гафельные паруса
Гафельные паруса имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные или рейковые и шпринтовые. Трисель имеет форму неправильной трапеции, который своим верхним краем прикреплен к гафелю бизани, нижним краем к бизань-гику и вертикальной стороной к мачте или трисель-мачте. Галф-топсель — треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной стороной — к стеньге. Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменён одним треугольным (бермудским) парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику.
Перейти к оглавлению.

Люгерные (или рейковые) паруса представляют собой разновидность гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на треть длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют — «третьяки». Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний — по направлению к корме. Есть и «четвертак» — люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал — на одной четверти длины рейка, считая от переднего нока. Шпринтовые паруса — это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком — шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний — в задний ноковый угол паруса.

Раньше гафельные паруса делились на гафельные паруса с гафелем и гиком (бригантина); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся «livarda» — по названию шпринтова; люгерные паруса, идентичные «третьякам», и билландеры, также похожи на «третьяки». Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела — спинакер-гика — и используемые при попутном ветре. Этот парус считается дополнительным.


Гафельные и люгерные (рейковые) паруса:
а — трисель и галф-топсель; б — бермудский; в — люгерный или «третьяк»; г — «четвертак»; д — шпринтовый парус; е — трисель; ж — трисель со свободной нижней шкаториной; з — билландер; и — гуари; к — спинакер.
Перейти к оглавлению.

Стаксели
Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag — штаг, segel — парус; stagsegel — штаговый парус). Стаксели, находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяется крайне редко), грот-стень-стаксель (называют «угольным», так дым от камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или «бизань стаксель»; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель.


Стаксели:
1 — грота-стаксель; 2 — грот-стень-стаксель; 3 — мидель-стаксель; 4 — грот-брам-стаксель; 5 — грот-бом-брам-стаксель; 6 — апсель; 7 — крюйс-стень-стаксель; 8 — крюйс-брам-стаксель; 9 — крюйс-бом-брам-стаксель.

Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, «второй» или «малый» грот-стень-стаксель (мидель-стаксель); грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или «крюйс-кливер»; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и «второй» крюйс-брам-стаксель (использовали редко).
Перейти к оглавлению.

Кливера
Эти треугольные паруса появились в XVIII веке, их ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Современные парусные суда, имеющие длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге — штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (поднимаются во время шторма; в XVIII веке в этих случаях ставился двойной парус или «штормовой кливер»); на фор-стень-штаге — фор-стеньги-стаксель; на леерах — средний кливер, кливер или бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу. При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер и бом-кливер.

На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют «Генуя» (генуэзский стаксель). Военные суда, как правило, имели четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или «малый кливер»; средний кливер, кливер, или «второй кливер», или «фальш-кливер»; бом-кливер, или «третий кливер».
Перейти к оглавлению.

Добавочные паруса
Паруса, которые добавляют к основным прямым парусам судна, чтобы увеличить скорость при слабом ветре, называют добавочными. К ним относятся: трапециевидные лисели и брам-лисели, которые ставят по бокам марселей и брамселей, треугольные или четырехугольные ундер-лисели, которые ставят по бокам фока и грота.


Добавочные паруса судна начала XIX века:
1 — ундер-лисель; 2 — марса-лисель; 3 — брам-лисель: 4 — ундер-лисель-спирт; 5 — марса-лисель-спирт; 6 — брам-лисель-спирт; 7 — ундер-лисель-рей; 8 — марса-лисель-рей; 9 — брам-лисель-рей.


Корабль с основными и добавочными парусами, начало XIX века:
1 — ундер-лисель; 2 -марса-лисель; 3 — брам-лисель; 4 — ундер-лисель-спирт; 5 — лисель-рей; 6 — лисель-спирты.

Ранее добавочными называли и парусину, которую крепили к прямым парусам с боков, а иногда и снизу. Это — лисели или бонеты. Различали: фока- и грота-бонеты (ундер-лисели), фор- и грот-марса-бонеты, фор- и грот-брам-бонеты. Иногда бонеты или лисели ставили и у бизани и крюйселя. В течение XIV-XVI веков бонеты крепили снизу непосредственно к нижним парусам, в том числе и к латинской бизани. С введением рифов они вышли из обихода.


Бонеты:
а — штормового паруса; б — бизани.

В штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.
Перейти к оглавлению.

Детали парусов
Детали прямых парусов
Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края — боковыми шкаторинами, нижний край — нижней шкаториной, или «подошвой».


Детали прямых парусов:
а — нижний (штормовой); б — марсель;
1 — парусина после взятия рифов; 2 — подшивка; 3 — верхняя шкаторина; 4 — боковые шкаторины; 5 — нижняя шкаторина; 6 — «ноковый изгиб»; 7 — шкотовый угол; 8 — ликтрос; 9 — боуты; 10 — парусина, которая убирается при взятия соответствующего рифа; 11 — риф-банты; 12 — риф-сезни; 13 — ноковый кренгельс; 14 — «кость»; 15 — риф-кренгельс для штык-болта; 16 — кренгельс риф-талей; 17 — кренгельс для шпрюйта булина; 18 — стоплат.

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние — шкотовыми. Для укрепления паруса в наиболее напряжённых местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если наискосок, то — боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифами называют горизонтальный ряд штертов — риф-сезней, продетых сквозь люверсы в риф-бантах, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь при посвежевшем ветре. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой приём взятия рифов сохранился до наших дней.


Типы шкотовых углов:
a — с кренгельсом и бензелем; б — с кренгельсом и стропом; в — с рымом; г — с «очками».

По верхней шкаторине паруса проходят люверсы, через которые продевают небольшие отрезки линя — реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея.

Парус накладывается на рей и крепится небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, которые подвязаны к лееру рея. Рубашку уложенного паруса закрепляют треугольным куском парусины, подвязанным к середине рея.


Крепление прямого паруса к рею:
a — крепление верхней шкаторины; б — крепление кренгельса нокового угла;
1 — рей; 2 — верхняя шкаторина паруса; 3 — леер рея; 4 — люверсы; 5 — бензели.

Паруса для разных ветров выкраиваются с разной кривизной. Для слабых ветров применяют более пузатые паруса, для сильных — более плоские. Пузо достигается с помощью закладок. Закладка представляет собой полоску парусины переменной ширины (от нуля до значения закладки), отрезаемую от кромки полотнища. Чем больше закладка, тем более пузатым становится парус.

Треугольные и гафельные паруса для слабых ветров имеют особо развитую серповину, которая не будет «стоять» сама, норовя загнуться на ветер. Происходит это потому, что булинь всегда тянут при прошивке. Такое «поведение» ткани искажает форму паруса, тем самым снижая его эффективность. Для предотвращения этого явления парусные мастера пришивают к мякоти паруса латкарманы, в которые вставляются латы.

Латкарман представляет собой длинную полость, пришитую к мякоти паруса, почти параллельно нижней шкаторине (перпендикулярно задней шкаторине), и открытую в сторону задней шкаторины. В эти карманы вставляются длинные металлические, деревянные или пластиковые дощечки, называемые латами. По сути, лата выполняет функцию нервюры.
Перейти к оглавлению.

Детали латинских парусов
Латинские паруса шьются из полотнища парусины и имеют подогнутые кромки, обшитые ликтросом. Шкаторина паруса, которая крепится к рею, называется косой, кормовая — задней и последняя — нижней.


Детали кливера:
1 — полотнище; 2 — подшивка; 3 — ликтрос; 4 — боуты; 5 — передняя шкаторина; 6 — задняя шкаторина; 7 — нижняя шкаторина; 8 — галсовый угол; 9 — ноковый угол; 10 — шкотовый угол; 11 — люверсы для крепления раксов; 12 — кренгельсы.

Верхний угол паруса называется фаловым, нижний передний — галсовым, а нижний задний — шкотовым. Также называются детали стакселей и кливеров.


Углы латинского паруса с кренгельсами:
а — фаловый; б — галсовый; в — шкотовый.

Латинские паруса крепятся на реях при помощи бегущего конца — слаблиня, который проходит через люверсы паруса и вокруг рея с затяжкой петель особым узлом.


Крепление латинских парусов.
Перейти к оглавлению.

Детали гафельных парусов
Гафельные паруса также сшиты из полотнищ парусины и имеют подогнутые кромки по периметру. Обшиваются ликтросом с соответствующими рифами, кренгельсами, бантами и боутами. Шкаторину, которая крепится к гафелю, называют верхней или косой, шкаторина, которая крепится к мачте, называют передней (стоячей), задней (шкотовой) и последней (нижней). Гафельный парус присоединяется к мачте при помощи деревянных или железных обручей — сегарсов.


Детали триселя:
1 — полотнище; 2 — боут; 3 — ликтрос; 4 — парусина соответствующего рифа; 5 — риф-банты; 6 — шкотовые риф-кренгельсы; 7 — галсовые риф-кренгельсы; 8 — верхняя шкаторина; 9 — задняя шкаторина; 10 — передняя шкаторина; 11 — нижняя шкаторина; 12 — нок-бензельный угол; 13 — шкотовый угол; 14 — галсовый угол; 15 — верхний галсовый угол; 16 — люверсы для слаблиня.
Перейти к оглавлению.

Старинные паруса
Детали старинных парусов имели такие же отличительные признаки и те же обозначения, что и детали современных парусов. Так, на прямом парусе различали: полотнища или верхнюю шкаторину, «стороны» (боковые шкаторины), «ноги» (нижнюю шкаторину), шкотовые и ноковые углы. Имелись «головной», «боковые» и «ножной» ликтросы. Для подкрепления паруса на него нашивали боуты, стоплаты, риф-банты с риф-гатами для риф-сезней и др.


Детали парусов судна XVII — XVIII веков:
I — нижний парус или штормовой; II — марсель; III — брамсель;
1 — ликтросы верхней шкаторины; 2 — ликтросы боковых шкаторин; 3 — риф-крен-гельсы; 4 — риф-сезни; 5 — парусина соответствующего рифа; 6 — реванты; 7 — риф — банты; 8 — риф-гаты; 9 — боуты кренгельсов; 10 — подшивка; 11 — стоплат; 12 — реванты нокового угла; 13 — верхняя шкаторина; 14 — боковые шкаторины; 15 — ликтрос нижней шкаторины; 16 — кренгельс шпрюйта булиня..


Полное парусное вооружение трёхмачтового судна XVII — XVIII веков.
1 — грот; 2 — фок; 3 — марсели (грот-марсель, фор-марсель или крюйсель); 4 — брамсель; 5 — бом-брам-сель; 6 — блинд или бом-блинд; 7 — бизань; 8 — марса-лисель; 9 — грота-стаксель; 10 — грот-стеньги-стаксель; 11 — брам-лисель; 12 — ундер-лисель; 13 — фор-стеньги-стаксель; 14 — бом-кливер; 15 — кливер; 16 — средний кливер.


Вооружение прямых парусов на судне XVIII — начало XIX веков.

Парус крепился непосредственно к рею при помощи ревантов, которые проходили через люверсы верхней шкаторины. На реванте, для того чтобы он не выскочил из люверса, делались два узла. Аналогичным образом в риф-гатах крепили риф-сезни. Шлаги накладывали в противоположных направлениях и затем связывали их концы вместе.


Крепление верхней шкаторины прямого паруса к рею на судах XVII — XVIII веков.
1 — ревант; 2 — парус; 3 — бант у верхней шкаторины; 4 — рей; 5 — люверсы.
Перейти к оглавлению.

Источники
http://korabley.net/news/parus_klassifikacia_nazvania_korabelnih_parusov/2009-04-30-231
https://ru.wikipedia.org/wiki/Парус
https://ru.wikipedia.org/wiki/Парусное_вооружение
https://ru.wikisource.org/wiki/Словарь_морских_терминов,_встречающихся_в_рассказах_(Станюкович)
https://flot.com/publications/books/shelf/vlasov/
https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2322366
http://www.museum.ru/museum/ships/
К. Х. Марквардт. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Перевод с немецкого А. А. Чебана.; Л. «Судостроение», 1991 г., 228 с.
Перейти к оглавлению.

Популярное
Наверх