gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Позднее Ctrl + ↑

Новый сертификат — 18.11.2020

 Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия АйТи»

Получил сертификат за онлайн-курс  «Администрирование Linux»

На сайте  «Университета 20.35» получил персональный цифровой сертификат для обучения, выбрал этот курс (можно было выбрать из курсов разных ВУЗов и разного направления), на сайте «Академии АйТи» его прослушал, выполнил практические задания в виртуалках на стендах и сдал все тесты. После сдачи итогового тестирования получил сертификат.

18 ноября   сертификаты   учёба

Новая виртуальная ОСь — 18.11.2020

 Debian GNU/Hurd 2019

Дистрибутив ОСи с ядром Hurd (базируется на микроядре Mach), находящийся в стадии разработки. Проект курирует группа Debian, разработчик одноимённого дистрибутива  Debian GNU/Linux. Исторически это первый дистрибутив Debian, основанный на ядре, отличном от Linux. Проект разрабатывается с 1998 года. Первый крупный релиз (Debian GNU/Hurd 2013) был в мае 2013 года. Последняя на данный момент версия (Debian GNU/Hurd 2019) вышла 7 июля 2019 года. Графический оконный менеджер — любой, работающий с дисплейным менеджером (lightdm и gdm пока не работают, но xdm должен вполне хорошо работать). Я установил  Xfce — заработало сразу. Размер файла образа винта после установки — 3,2 гигабайта.

 DebianHurd

P. S. Предыдущая версия: Показать

Раньше делал скрин версии 2017:

О прогрессе

Цитирую (слегка «причесав») камрада  kaktotack:

Весь современный прогресс основан на достижениях конца IX, начала-середины XX века и заключается лишь в совершенствовании этих открытий. Например, научились делать транзисторы ещё меньше. Но это те же транзисторы. Пока не будет полностью исчерпан потенциал модернизации/отладки существующих технологий, прорывов в науке и технике не стоит ожидать. Хотя и то, что улучшили, позволило многое.

18 ноября   досуг   интересное

Новая виртуальная ОСь — 17.11.2020

 Gorizont-RTLSDR Linux 2.0.2

Дистрибутив Linux на основе  ксубунты, созданный Стивом Коксом (Steve Cox) во время изоляции от COVID-19. Дистр создан для работы с оборудованием семейства RTL_SDR. Первая версия (1.0) вышла 16 апреля 2020 года. Среда графического рабочего стола —  Xfce. После установки размер файла образа винта составил 31,3 Гб.

 Gorizont

Новая виртуальная ОСь — 16.11.2020

 Expirion Linux 3.0

Дистрибутив на обновлённом ядре Linux от Canonical (HWE) для дополнительной поддержки оборудования, создан на базе  ксубунты, из которого вырезаны неиспользуемые пакеты для создания относительно лёгкого дистрибутива. Разработан участником  группы Linux-пользователей Северо-Западной Флориды Чарли Локком (Charlie Locke). Последняя на данный момент версия (эта) вышла 12 ноября 2020 года. Графическая среда рабочего стола —  Xfce. Размер файла образа винта после установки — 8,6 гигов.

 Expirion

79 лет подвигу героев-панфиловцев

16 ноября 1941 года, во время Великой Отечественной войны, при обороне Москвы от фашистов в бою у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова, уничтожив около двух десятков немецких танков и остановив наступление немцев.

Битва под Москвой стала одним из решающих сражений и важнейшим событием первого года Великой Отечественной войны. Гитлер делал особую ставку на захват столицы СССР, но потерпел неудачу в попытке с ходу захватить ее. Осенью 1941 года немецкое командование начало активную подготовку к новому наступлению, сосредоточив главные силы своей армии на ближних подступах к городу. Ожесточенные бои шли уже в 100-120 км от Москвы, крупные танковые группы немцев пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к столице.

Показать

Ни превосходство противника в численности и технике, ни его напор не сломили боевого духа защитников Москвы. Советские войска, оборонявшие город, получили приказ: задержать врага, во что бы то ни стало. Среди других соединений Советской Армии выполнение этой задачи легло и на 316-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора И. В. Панфилова, которая должна была не пропустить врага на волоколамском направлении. Один из рубежей обороны этого направления проходил у железнодорожного разъезда Дубосеково. Именно здесь фашисты рассчитывали прорвать оборону, вырваться на Волоколамское шоссе и двинуться к Москве.

И вот, 16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление, планируя быстро захватить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии (состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым), вошёл во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Но большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены (хотя долгое время считалось, что погибли все 28 человек).

Конечно же, при обороне Москвы были другие примеры мужества и героизма среди частей Красной Армии, тысячи советских воинов отдали свои жизни в боях под Москвой (как и сам генерал-майор И. В. Панфилов), но именно подвиг героев-панфиловцев остался в истории и сыграл в годы войны исключительную мобилизующую роль, о силе и мужестве героев ходили легенды.

316-я стрелковая дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию и награждена орденом Красного Знамени, а всем участникам боя у разъезда Дубосеково в 1942 году за беспредельное мужество, героизм, воинскую доблесть и отвагу советское правительство посмертно присвоило звания Героев Советского Союза.

Как выяснилось позднее, не все 28 панфиловцев погибли. Шестеро из них выжили, но были ранены или контужены — двое потом оказались в госпитале, ещё двое попали в плен и испытали на себе все ужасы фашистских концлагерей, а ещё двое по разным причинам были исключены из списка Героев.

В 1967 году в деревне Нелидово, расположенной в 1,5 км от разъезда Дубосеково, был открыт Музей героев-панфиловцев. В 1975 году на месте боя воздвигнут мемориальный ансамбль из гранита «Подвигу 28», состоящий из шести монументальных фигур, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах 28 панфиловцев. Их лица обращены в сторону, откуда шли фашистские танки, а за спинами бойцов — Москва.

Устройство парусного корабля. Бушприт

Часть 1. Корпус

Часть 2. Бушприт


Вторая часть цикла статей с кратким курсом об устройстве парусных кораблей.

Бушприт (от нидерл. boegspriet, boeg — изгиб, искривление и spriet — шест, пика, вертел; дословно — «наклонный шест») — это рангоутное дерево, выдвинутое горизонтально или под некоторым углом к горизонту (может доходить до 35°) за водорез в носу судна. Служит для удаления центра парусности от центра тяжести корабля, что даёт возможность увеличить вращательную силу носовых косых парусов (кливеров и стакселей). Дополнительно может служить для выноса штагов фок-мачты и её стеньг (которые улучшали ходкость и поворотливость корабля) и для поддержки фок-мачты спереди (для этого крепление бушприта с форштевнем усиливают).

Показать


Рис. 1. Бушприт судов различных эпох, а — ранний; б — более поздний; в — самая передовая модель:
1 — бушприт; 2 — кница; 3 — бушпритный эзельгофт; 4 — марс; 5 — блинда-стеньга; 6 — блинда-брам-стеньга; 7 — флагшток; 8 — клотик; 9 — утлегарь; 10 — бом-утлегарь; 11 — эзельгофт; 12 — блинда-гафель; 13 — мартин-гик; 14 — гюйс-шток; 15 — тросовый вулинг.

Бушприт бывает неподвижным или выдвижным (тогда забортная часть бушприта может быть уменьшена вдвиганием её внутрь судна с помощью снасти, называемой бушприт-выстрел). На старых броненосцах иногда бушприт был убираемым (поднимаемый вверх) для действия тараном. Конец бушприта, входящий в судно, называется шпор и крепится в партнерсе; противоположный конец называется ноком, на него надевают эзельгофт. Шпор бушприта закрепляется между двумя битенгами, которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается ватер-вулингом.

На больших судах бушприт часто выполняли составным, по меньшей мере из двух штук, скрепляемых бугелями и болтами. Продолжением бушприта служит утлегарь, затем — бом-утлегарь, а поперечное дерево называется блинда-рей. Паруса на бушприте треугольные — фор стенги стаксель, кливер и бом-кливер (ранее ещё и прямых парусов — блинда и бом-блинда, причём некоторое время треугольные паруса сочетались с прямыми). Бушприты с утлегарем и бом-утлегарем имели вертикальный мартин-гик и горизонтальные блинда-гафели для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.


Рис. 2. Бушприт и система расчалок:
1 — бушприт; 2 — наружный конец фока; 3 — система расчалок бушприта; 4 — аркбутан мартингала; 5 — ватер-бакштаг бушприта; 6 — ватер-бакштаг мартингала; 7 — ватер-бакштаг наружного конца фока.

До конца XVIII века бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой, на которых на блинда-рее и бом-блинда-рее ставились прямые паруса блинд и бом-блинд. С конца XVIII века бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря, а паруса блинд и бом-блинд на нем уже не ставятся. Вместо прямых парусов на блинда-стеньге и бушприте появились более эффективные и удобные косые паруса — кливера и стаксели. Хотя преимущества треугольных парусов были очевидны, реи и блинды исчезли не сразу. Прежде чем от них отказались, с целью увеличения площади носовых парусов удлинили бушприт: установили утлегарь, а на него — бом-блинда-рей с новым парусом — бом-блиндом. Блинда-стеньга имела длину от 0,3 до 0,4 длины грот-стеньги и была похожа на брам-стеньгу. От блинда-рея полностью не отказались — он остался для растяжки бакштагов, держащих бушприт с боков. Впрочем, сейчас иногда вместо блинда-рея ставят два блинда-гафеля.


Рис. 3. Блинд и блинда-рей.

В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию можно видеть на судах до 1730 года. Позднее марс исчезает, блинда-стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток.

Стоячий такелаж блинда-стеньги состоял из вант и бакштага толщиной соответственно 0,16 и 0,2 диаметра грота-штага. Две вантины (у больших судов — три) оканчивались юферсами, такими же, как и юферсы брам-вант.

Талрепы были вполовину тоньше вант. На марсе юферсы крепились в вант-путенсах, которые в свою очередь закреплялись на бушприте.


Рис. 4. Марс и вант-путенсы блинда-стеньги.

Утлегарь укреплялся частью стоячего такелажа — утлегарь-штагом (позднее названный мартин-штагом), уравновешивающим натяжение штагов и лееров фок-мачты. Утлегарь-штаг накладывали огоном на нок утлегаря и, чтобы штаг имел соответствующий разнос, проводили через отверстие «бушприт-выстрела», стоящего на эзельгофте бушприта, затем к бушприту, далее через остропленный блок и набивали на баке.

Бушприты судов по исполнению изготовляли так же, как и мачты — врезанные друг в друга стволы деревьев делали сначала восьмиугольными, затем 16-угольными и, наконец, круглыми.


Рис. 5. Соединение утлегаря с бушпритом, а — бушприт и утлегарь судна XVIII века; b — бушприт и утлегарь судна XVIII — начала XIX веков:
1 — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — эзельгофт, установленный перпендикулярно бушприту; 4 — «бушприт-виолина»; 5 — крестообразная вставка между утлегарем и бушпритом; 6 вулинг утлегаря; 7 — эзельгофт, установленный параллельно форштевню.

Бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX век) и цепей. Скрепляли бушприт тросовые вулинги (их число соответствовало числу вулингов нижней мачты, позднее их всё чаще заменяли железными бугелями). Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускали в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т. д. Обычно ставили 11 шлагов, которые затягивали в середине поперечным шлагом — крыжом. От сползания шлагов и штагов по бушприту на нем делалось несколько деревянных наделок — бис, эти наделки были поставлены и на княвдигеде, по бокам вулингов и между ними. Последние предохраняли вулинги от перетирания при подходе судна к причалу.


Рис. 6. Ватер-вулинги бушприта:
1- бушприт; 2 — ватер-вулинг; 3 — княвдигед; 4 — крыж; 5 — наделки на бушприте; 6 — наделки на княвдигеде.

Как правило, на купеческих судах длина бушприта была равна 3/5 от длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к 8/9 длины фок-мачты. По Д. Стилу суда, с количеством пушек менее 80, имели длину бушприта в 3/5 длины грот-мачты. Диаметр бушприта для судов, с количеством пушек менее 50, был равен диаметру грот-мачты. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти 60/61, на середине 11/12, на третьей четверти 4/5, на конце 5/9. Шпор бушприта имел 6/7 его диаметра.

В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Континентальные суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку под углом 45°. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта. Длина утлегаря составляла от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диамегр составлял 1/8″ на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во 2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра. После 1735 года шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики (стопы) для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 года представляли собой параллельное утоньшение, повёрнутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя «кливер- ринга». Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора находилось ещё одно горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.

Почти в течение всего XVII века найтов был единственным стоячим такелажем бушприта. Малые суда имели один найтов, большие — иногда два. В начале столетия найтов на судах проходил вокруг княвдигеда гальюна, который тогда был сравнительно плоским, а позднее — через отверстие в княвдигеде.


Рис. 7. Последовательность крепления найтова бушприта.

Толщина троса найтова равнялась 0,37 — 0,4 диаметра грота-штага. Трос петлей охватывал бушприт, проходил отверстие княвдигеда, затем снова над бушпритом, и так восемь — десять раз. В середине тросы пересекались, и на это место ходовым концом накладывалось восемь — десять шлагов.

Чтобы найтов не скользил, на бушприте крепили несколько клинообразных планок. Планки были несколько толще троса, а их длина равнялась ширине найтова.

Начало использования ватер-штага на бушприте относится к 1690 году. На ватер-штаг шел трос такой же толщины, как и трос, идущий на фока-штаг. Один конец ватер-штага крепили в отверстие княвдигеда, а другой, с помощью юферсов, — на бушприте.


Рис. 8. Крепление ватер-штага.

Источники:
Бушприт на шхунах — монтаж, крепление
Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря
Судовые чертежи
Стоячий такелаж бушприта
Стоячий такелаж старинных парусных судов. Парусные корабли XV века
Бушприт и утлегарь
Бушприт судов VIII века
Утлегарь судов VIII века
Бушприт
Утлегарь
Бом-утлегарь
Блинда-рей
Бовен-блинда-рей

Новая виртуальная ОСь — 11.11.2020

 Linux Lite 5.2 (Emerald)

Дистрибутив Linux, рассчитанный для использования на устаревшем оборудовании. Минимальные требования дистра включают процессор 700 МГц, ОЗУ 512 Mб, разрешение экрана VGA 1024x768. Основан на  бубунте, создан командойпод руководством  Джерри Безенкона (Jerry Bezencon). Первый выпуск (версия 1.0.0 ’Amethyst’) был 26 октября 2012 года, последняя на данный момент версия (эта) выпущена 31 октября 2020 года. Графическое окружение рабочего стола —  Xfce. Файл образа диска после установки стал размером 8 гигабайт.

 LinuxLite

P. S. Предыдущая версия: Показать

Раньше делал скрин версии 3.6:

Ранее Ctrl + ↓
Наверх