Курсы судна относительно ветра
В парусном флоте курс судна может определяться как угол между его диаметральной плоскостью и направлением ветра. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, курсы могут быть правого и левого галса.
Различают курсы: Показать
противный (левентик, от фр. le vent — ветер) — курс, образующий с направлением ветра угол, близкий к 180 градусам, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди.
Парусное судно идти против ветра не может, поэтому, строго говоря, «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик».
бейдевинд (нидерл. bij de wind — на ветер) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный и крутой. Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45 до 67,5°). Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5-10°), работает полностью как аэродинамическое крыло.
Лучшие парусные суда ходят под углом 30-35° к направлению вымпельного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха, скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Тогда судно потеряет ход.
галфвинд (нидерл. halve wind — полветра) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет ок. 8 румбов (от 80 до 100 градусов). На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к диаметральной плоскости. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна подъёмной силе, а сила дрейфа — лобовому сопротивлению паруса.
На этом курсе парус должен делить угол между диаметральной плоскостью и направлением вымпельного ветра примерно пополам.
бакштаг (нидерл. bakstag) — курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов (более 10 и менее 80 градусов), то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку; отличают курс полный бакштаг, при котором угол составляет не более двадцати градусов, то есть приближающийся к фордевинду; парус устанавливается под углом к ветру с подветренного борта.
Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. При курсе бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором лобовое сопротивление играет основную роль в создании тяги паруса, а сила дрейфа практически отсутствует.
фордевинд (нидерл. voor de wind — по ветру) — курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Парус ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся благодаря лобовому сопротивлению, а слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха. Кроме того, от рулевого требуется дополнительное внимание, а от команды — владение искусством управлять дополнительными парусами.
Фордевинд — один из двух поворотов (смены галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму. В отличие от поворота «оверштаг», поворот фордевинд более сложный и, порой, опасный, требует чётких действий команды при работе с парусами. Не случайно и команда подаётся с уточнением: «Приготовиться к повороту фордевинд!», тогда как при повороте «оверштаг» командир просто командует «Приготовиться к повороту!».
В зависимости от направления ветра меняется эффективность парусного вооружения: прямые паруса наиболее эффективны при фордевинде и полном бакштаге, косые паруса — при галфвинде и полном бейдевинде.
Таблица соответствия курсов судна румбам и градусам: Показать
Румбы | Градусы | Курс судна относительно ветра |
0 | 0 | Левентик |
1 | 11,25 | Бейдевинд крутой, галс левый |
2 | 22,5 | Бейдевинд крутой, галс левый |
3 | 33,75 | Бейдевинд крутой, галс левый |
4 | 45 | Бейдевинд крутой, галс левый |
5 | 56,25 | Бейдевинд полный, галс левый |
6 | 67,5 | Бейдевинд полный, галс левый |
7 | 78,75 | Бейдевинд полный, галс левый |
8 | 90 | Галфвинд, галс левый |
9 | 101,25 | Галфвинд, галс левый |
10 | 112,5 | Бакштаг, галс левый |
11 | 123,75 | Бакштаг, галс левый |
12 | 135 | Бакштаг, галс левый |
13 | 146,25 | Бакштаг, галс левый |
14 | 157,5 | Бакштаг, галс левый |
15 | 168,75 | Бакштаг, галс левый |
16 | 180 | Фордевинд |
17 | 191,25 | Бакштаг, галс правый |
18 | 202,5 | Бакштаг, галс правый |
19 | 213,75 | Бакштаг, галс правый |
20 | 225 | Бакштаг, галс правый |
21 | 236,25 | Бакштаг, галс правый |
22 | 247,5 | Бакштаг, галс правый |
23 | 258,75 | Галфвинд, галс правый |
24 | 270 | Галфвинд, галс правый |
25 | 281,25 | Бейдевинд полный, галс правый |
26 | 292,5 | Бейдевинд полный, галс правый |
27 | 303,75 | Бейдевинд полный, галс правый |
28 | 315 | Бейдевинд крутой, галс правый |
29 | 326,25 | Бейдевинд крутой, галс правый |
30 | 337,5 | Бейдевинд крутой, галс правый |
31 | 348,75 | Бейдевинд крутой, галс правый |
32 | 360 | Левентик |