gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Курсы судна относительно ветра

В парусном флоте курс судна может определяться как угол между его диаметральной плоскостью и направлением ветра. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, курсы могут быть правого и левого галса.

Различают курсы: Показать

противный (левентик, от фр. le vent — ветер) — курс, образующий с направлением ветра угол, близкий к 180 градусам, то есть ветер по отношению к кораблю дует практически точно спереди.

Парусное судно идти против ветра не может, поэтому, строго говоря, «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик».



бейдевинд (нидерл. bij de wind — на ветер) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет менее 90° (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный и крутой. Границу между ними разные источники проводят по-разному (в диапазоне от 45 до 67,5°). Тяга паруса при бейдевинде целиком определяется его подъёмной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается, зато возрастает сила дрейфа. Таким образом, на этом курсе парус, устанавливаемый с минимальным углом атаки к вымпельному ветру (5-10°), работает полностью как аэродинамическое крыло.

Лучшие парусные суда ходят под углом 30-35° к направлению вымпельного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха, скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Тогда судно потеряет ход.



галфвинд (нидерл. halve wind — полветра) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет ок. 8 румбов (от 80 до 100 градусов). На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости судна, а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к диаметральной плоскости. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом атаки, его тяга равна подъёмной силе, а сила дрейфа — лобовому сопротивлению паруса.

На этом курсе парус должен делить угол между диаметральной плоскостью и направлением вымпельного ветра примерно пополам.



бакштаг (нидерл. bakstag) — курс, образующий с направлением ветра угол больше 8, но меньше 16 румбов (более 10 и менее 80 градусов), то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку; отличают курс полный бакштаг, при котором угол составляет не более двадцати градусов, то есть приближающийся к фордевинду; парус устанавливается под углом к ветру с подветренного борта.

Обычно на этом курсе парусное судно развивает наивысшую скорость. При курсе бакштаг парус работает с большим углом атаки, при котором лобовое сопротивление играет основную роль в создании тяги паруса, а сила дрейфа практически отсутствует.



фордевинд (нидерл. voor de wind — по ветру) — курс, при котором ветер направлен в корму корабля. Этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Парус ставится перпендикулярно направлению ветра, тяга на нем создаётся благодаря лобовому сопротивлению, а слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха. Кроме того, от рулевого требуется дополнительное внимание, а от команды — владение искусством управлять дополнительными парусами.

Фордевинд — один из двух поворотов (смены галса) парусного судна, при котором направление ветра в момент поворота проходит через корму. В отличие от поворота «оверштаг», поворот фордевинд более сложный и, порой, опасный, требует чётких действий команды при работе с парусами. Не случайно и команда подаётся с уточнением: «Приготовиться к повороту фордевинд!», тогда как при повороте «оверштаг» командир просто командует «Приготовиться к повороту!».



В зависимости от направления ветра меняется эффективность парусного вооружения: прямые паруса наиболее эффективны при фордевинде и полном бакштаге, косые паруса — при галфвинде и полном бейдевинде.

Таблица соответствия курсов судна румбам и градусам: Показать

Румбы Градусы Курс судна относительно ветра
0 0 Левентик
1 11,25 Бейдевинд крутой, галс левый
2 22,5 Бейдевинд крутой, галс левый
3 33,75 Бейдевинд крутой, галс левый
4 45 Бейдевинд крутой, галс левый
5 56,25 Бейдевинд полный, галс левый
6 67,5 Бейдевинд полный, галс левый
7 78,75 Бейдевинд полный, галс левый
8 90 Галфвинд, галс левый
9 101,25 Галфвинд, галс левый
10 112,5 Бакштаг, галс левый
11 123,75 Бакштаг, галс левый
12 135 Бакштаг, галс левый
13 146,25 Бакштаг, галс левый
14 157,5 Бакштаг, галс левый
15 168,75 Бакштаг, галс левый
16 180 Фордевинд
17 191,25 Бакштаг, галс правый
18 202,5 Бакштаг, галс правый
19 213,75 Бакштаг, галс правый
20 225 Бакштаг, галс правый
21 236,25 Бакштаг, галс правый
22 247,5 Бакштаг, галс правый
23 258,75 Галфвинд, галс правый
24 270 Галфвинд, галс правый
25 281,25 Бейдевинд полный, галс правый
26 292,5 Бейдевинд полный, галс правый
27 303,75 Бейдевинд полный, галс правый
28 315 Бейдевинд крутой, галс правый
29 326,25 Бейдевинд крутой, галс правый
30 337,5 Бейдевинд крутой, галс правый
31 348,75 Бейдевинд крутой, галс правый
32 360 Левентик

Популярное
Наверх