Толщины снастей стоячего такелажа парусного судна
К стоячему такелажу относятся снасти, находящиеся в неподвижном состоянии во время движения судна. Отсюда и произошло его название — «стоячий». Предназначается для расчалки рангоута — каркаса, на который крепятся паруса. К стоячему относится такелаж мачты, служащий для её распорки и удержания в вертикальном положении. Так, от падения вперёд или назад мачту удерживают передний штаг (форштаг) и задний (ахтерштаг). Во избежание заваливания мачты в бок, она раскрепляется вантами через краспицы — поперечные перекладины. Помимо удержания рангоута на месте, во время движения судна стоячий такелаж берёт на себя часть ходовых нагрузок, передавая вместе с мачтой движущую силу ветра от парусов корпусу.
При расчёте толщин тросов стоячего такелажа за единицу берётся грота-штаг. Его толщина рассчитывается как 0,166 от толщины грот-мачты. Толщины остальных такелажных снастей вычисляются в процентах от диаметра грота-штага:
Показать
Бушприт | Блинда-стеньга | Утлегарь | |||||
Ватер-штаг | 80% | Бакштаги | 20% | Мартин-штаг | 20% | ||
Найтов | 40% | Ванты | 16% | Бакштаги | 16% | ||
Вулинг | 18% | Талрепы вант | 8% | Перты | 8% | ||
Фок-мачта | Фор-стеньга | Фор-брам-стеньга | |||||
Фока-штаг | 80% | Фор-стень-штаг | 40% | Фор-брам-стень-штаг | 20% | ||
Ванты | 40% | Ванты | 20% | Ванты | 16% | ||
Талрепы вант | 20% | Талрепы вант | 10% | Талрепы вант | 8% | ||
Фордуны | 20% | Фордуны | 16% | ||||
Грот-мачта | Грот-стеньга | Грот-брам-стеньга | |||||
Грота-штаг | 100% | Грот-стень-штаг | 50% | Грот-брам-стень-штаг | 20% | ||
Краг-штаг | 75% | Ванты | 25% | Ванты | 16% | ||
Ванты | 50% | Талрепы вант | 13% | Талрепы вант | 8% | ||
Талрепы вант | 25% | Фордуны | 25% | Фордуны | 16% | ||
Бизань-мачта | Крюйс-стеньга | Крюйс-брам-стеньга | |||||
Бизань-штаг | 40% | Крюйс-стень-штаг | 20% | Крюйс-брам-стень-штаг | 10% | ||
Ванты | 25% | Ванты | 16% | Ванты | 8% | ||
Талрепы вант | 13% | Талрепы вант | 8% | Фордуны | 8% | ||
Фордуны | 16% |